Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Как христосовались покупатели Фаберже. Часть 2

Продолжение. Начало: Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1.

Связан ли обычай красить и дарить яйца на Пасху с мифом о мировом яйце? Очевидно, связан.


Яйцо с решеткой и розами. Фирма Карла Фаберже. Пасха 1907 года. Подарок Николая II жене Александре Федоровне. Яйцо было задумано в 1904 году после рождения наследника, но из-за событий русско-японской войны и беспорядков-революции, подарено оно было только в 1907 году. Внутри находился портрет царевича Алексея. Сюрприз утерян. Художественный музей Уолтерса, США / Rose Trellis Egg. Creators: House of Fabergé (Russian, est. 1842) (Manufacturer); Henrik Wigström (Finnish, 1862-1923) (Workmaster); Peter Carl Fabergé (1846-1920) (Other). 1907. Gold, enamel, diamonds. 7.7 x 5.9 cm. The Walters Art Museum, Baltimore, Maryland, USA. Source [Description]On April 22, 1907, Tsar Nicholas II presented this egg to his wife, Alexandra Fedorovna, to commemorate the birth of the tsarevich, Alexei Nicholaievich, three years earlier. Because of the Russo-Japanese War in 1904, no Imperial Easter eggs had been produced for two years. The egg contained as a surprise a diamond necklace and an ivory miniature portrait of the tsarevich framed in diamonds (now lost). Fabergé's invoice, dated April 21, 1907, listed the egg at 8,300 rubles.


Мировое или космическое яйцо присутствует в самых разных мифологических традициях. Известен образ мирового яйца, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила. Это может быть бог-творец, культурный герой-демиург, иногда - род людской. Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца или из яйцеобразной хаотической массы неба и земли или – из желтка – солнца. Во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.


2.

Яйцо Фаберже Скандинавское, 1899-1903. Мастер Михаил Евлампиевич Перхин. Данных о заказчике и первом владельце нет. Яйцо было найдено в 1980, в сейфе Банка Осло, среди драгоценностей Марии Квислинг, вдовы Видкуна Квислинга (1887-1945) – норвежского коллаборациониста, политического и государственного деятеля, национал-социалиста. Фонд Виктора Вексельберга «Связь времен» – Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Photo via, via

Где-то на глубинном культурном уровне наши родные пасхальные крашенные яйца связаны с космогонической функцией мирового яйца – его "ролью" в происхождении Мира. Яйцо – главный символ Пасхи, оно занимает центральное место в пасхальной обрядности.


3.

Яйцо «Воскресение Христово». Фирма Петера-Карла Фаберже. В 2004 году Кристофером Форбсом было сделано предположение, что это яйцо является сюрпризом яйца-шкатулки «Ренессанс» [илл.#20], считавшимся утраченным. Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Source. [В пользу этой гипотезы говорит...]В пользу этой гипотезы говорит следующее: на выставке в особняке барона фон Дервиза в 1902 году, где пасхальные шедевры Фаберже демонстрировались рядом с вынутыми из них сюрпризами, яйцо «Воскресение Христово» экспонировалось, по всей вероятности, в одной витрине с яйцом «Ренессанс». Эти изделия очень похожи по стилю исполнения и цветовой гамме. Яйцо «Воскресение Христово» (упомянуто в составленных в 1917 и 1922 годах списках драгоценностей императрицы Марии Федоровны) легко вкладывается в выемку яйца-шкатулки и имеет эмалевое покрытие со схожим рисунком. В счете, представленном на яйцо «Ренессанс», Фаберже просит оплатить жемчуг, который не используется в отделке этого яйца, однако им украшено яйцо «Воскресение Христово».


Пасха в аристократическом доме

Князь Феликс Юсупов (1887-1967) вспоминал:

" Пасху праздновали торжественно. Всю Страстную близкие друзья и почти вся прислуга были с нами на службе в нашей домашней часовне, а в субботу на Всенощную шли в большой храм. После разговлялись. Гостей собиралось множество. Начинался пир горой: молочные поросята, гуси, фазаны, реки шампанского. Вносились куличи в венчике из бумажных роз, обложенные крашеными яйцами. На другое утро мы мучились животами.


4.

Яйцо-часы Юсуповых. Фирма Петера Карла Фаберже. Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон (1856-1928) подарил яйцо своей жене Зинаиде Николаевне на Пасху 1907 года в честь двадцать пятой годовщины свадьбы. Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз, Швейцария / Foundation Edouard et Maurice Sandoz (FEMS). via

После пира отец с матерью и мы с братом шли в людскую. Матушка следила, чтобы людей кормили хорошо, и слуги ели почти все то же, что и хозяева. Мы поздравляли всех и христосовались.

У отца имелась прихоть: менять столовые. Чуть не каждый день мы обедали в новом месте, что прибавляло слугам хлопот. Мы с Николаем порой бежали по всему дому в поисках, где накрыто. И опоздать были рады-радехоньки.


5.

Яйцо-часы, выполненное в стиле Людовика XVI, украшенное бриллиантами, сапфирами и алмазами огранки “роза”. Изготовлено фирмой Фаберже по заказу императора Александра III на Пасху 1887 года. До 2011 года яйцо считалось утраченным. Частная коллекция. Picture: Wartski. Source

Отец с матерью держали открытый стол. Сколько едоков соберется к обеду, в точности не знали. Многие являлись к столу целыми семьями, ибо нуждались и питались то в одном, то в другом достаточном доме. Этих извинить было можно, других – навряд. Одна богатая старуха домовладелица ела только в гостях. Приезжала с опозданием и, войдя, заявляла с апломбом: «Волки сыты, теперь поем спокойно»." "

Князь Феликс Юсупов. Мемуары, 1953


6.

Третье яйцо пасхальной императорской серии. 1887 год. Частная коллекция. Долгое время 8 из пятидесяти императорских яиц Фаберже считались навсегда утерянными, пока в 2011 году видный британский специалист по Фаберже Кирен МакКарти не обнаружил яйцо 1887 года на кухне обычного дома в штате Техас. Шедевр мирно стоял на кухонном столе рядом с шоколадным пирожным. Picture: Wartski. The Telegraph: Fabergé Easter eggs go on display

Открытый стол, о котором говорит Юсупов, означал, что в дом мог прийти любой желающий. На званый обед приходили по приглашениям, а на открытый стол – условно кто угодно. Хозяева могли и не знать гостей на таких обедах.


7.

Алмазная сетка. Фаберже. Создано в 1892 году по заказу императора Александра III для супруги Марии Федоровне. Утерянное основание представляло собой круглую бледно-зеленую плиту из жадеита, на которой находились три херувима, поддерживающие яйцо. Считалось, что они олицетворяют трех сыновей императорской семьи: наследника Николая, Георгия и Михаила. Частная коллекция семьи Макферрин /Dorothy and Artie McFerrin collection. Фотография сделана на выставке в Хьюстонском музее естественных наук, Хьюстон, штат Техас / Exhibition "The Fabergé: From a Snowflake to an Iceberg". Organized by the Houston Museum of Natural Science with the McFerrin Collection. Source. Другой ракурс – видно соединение половинок. Каталожный вид. Яйцо в 1960 году с утраченным сейчас основанием.

В первый день Пасхи делали праздничные визиты, поздравляли родственников и знакомых своего круга. А в следующие дни Светлой недели такие визиты могли наносить "бедные родственники" в богатые дома. Пасха снимала сословные границы.


8.

"Простое" яйцо из жадеита или нефрита на подставке. Фирма Фаберже. После 1900 (?). Художественный музей Кливленда / Jade Egg with Stand, after 1900 (?). Firm of Peter Carl Fabergé (Russian, 1846-1920). Jade mounted in gold, cabochon rubies, jade and purpurine, Part 1: 5.60 x 3.85 cm; Part 2: h. 6.05 cm. The Cleveland Museum of Art. Source


Пасха в эмиграции

Пасха всегда была для русских, говоря словами князя Феликса Юсупова, «источником всяческих утех», и потому в эмиграции в эти дни они особенно остро ощущали горечь изгнания и с тоской вспоминали Москву с иллюминированными тысячами свечей церквами, звон кремлевских колоколов, пасхальную всенощную и поразительной красоты пение [11]. С другой стороны, Пасха объединяла тысячи и тысячи русских людей, рассеянных по всему миру, которые могли, «невзирая на расстояние, быть духовно вместе и все вместе молиться» [12].


9.

Пасхальная обложка номера «Иллюстрированная Россiя», Париж. Автор Pem /Павел Матюнин. Апрель 1927. Выпуск № 16 (101). Source. Кликабельно, как и все остальные изображения

Обряды и традиции, связанные с Пасхой, свято соблюдались.


10.

Эмигрантский еженедельник "Иллюстрированная Россiя", Париж. 1927. Апрель. Выпуск № 16 (101). Стр. 3. Художник MAD /Михаил Александрович Дризо. Source

Олег Агафонович Фаберже, внук великого ювелира, вспоминал, что его мать, живя в Финляндии, всегда во время пасхальной недели носила в качестве украшений драгоценные пасхальные яйца-брелоки, которые ей подарил супруг.


11.

Как христосовались при Дворе. Эмигрантский еженедельник "Иллюстрированная Россiя", Париж. 1939. Апрель. Выпуск № 16 (726). Стр. 8. Source

Пасхальные ожерелья старались всеми правдами и неправдами увезти в эмиграцию, в них видели нечто большее, чем просто драгоценности.


12.

Эмигрантский еженедельник "Иллюстрированная Россiя", Париж. 1939. Апрель. Выпуск № 16 (726). Стр. 9. Source

Это были семейные реликвии, овеществленная память о родине, светлом празднике Пасхи, затмевавшем собой другие церковные торжества.


13.

Русская Пасха в Париже. «Мои пасхальные картинки» 1936 года художника Коки Мада для «Иллюстрированной России». Кока Мад /MAD – псевдоним Михаила Александровича Дризо (1887-1953). Парижский еженедельник Иллюстрированная Россiя. 1936. Апрель. Выпуск № 16 (570). Стр. 05. Source

Часто брелоки отрывались от золотых цепей, на которые они были во множестве нанизаны. Один из русских эмигрантов вспоминал, что в 1920-е годы он не раз видел в парижском метро миниатюрные пасхальные яйца, потерянные их владельцами.

Ожерелья из яиц-брелоков не только носили как украшение, но и подвешивали под иконы.


14.

Флакон /сосуд для клея Фаберже / Mikhail Evlampievich Perkhin (1860-1903). Gum pot in the form of an egg. 1896-1903. RCIN 40148. Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II. Source. [Fabergé made practical objects...]Fabergé made practical objects, particularly gum pots, in a variety of different shapes including those of fruit such as apples and pears. This example is in nephrite, a stone which Fabergé used extensively and particularly successfully for a wide variety of desk accessories. Mark of Michael Perchin; gold mark of 56 zolotniks (1896-1908) Text adapted from Fabergé in the Royal Collection. Provenance. Probably acquired by Queen Alexandra; in the Royal Collection by 1953

Безделушки и полезное в быту от Фаберже

Помимо яиц-подвесок, фирма Фаберже и другие ювелирные предприятия России выпускали множество других безделушек и предметов обихода в форме яйца. Это были пудреницы, спичечницы или просто бонбоньерки, таившие внутри разные сюрпризы: украшения для дам, «полезные занятия» для детей, аксессуары для мужчин, вроде запонок и галстучных булавок.

Фирма Фаберже всегда имела богатый выбор подобных небольших вещиц, способных не только удовлетворить самый искушенный вкус, но и отвечать потребностям лиц со средним достатком.


15.

Ручка для пломбы / печати (как правильно перевести?) от Фаберже сделана в форме яйца / Hand Seal, after 1903. Firm of Peter Carl Fabergé. Purpurine mounted in gold, jade, diamonds, Overall: 4.70 x 4.00 x 3.20 cm. The Cleveland Museum of Art. Source

Люди, посещавшие магазины Фаберже, вовсе не обязательно принадлежали к высшим кругам общества. Но и эти покупатели могли быть уверены в том, что приобретенные ими недорогие, доступные по цене изделия выполнены «таким же первоклассным мастером и с такой же любовью, как и замысловатые пасхальные яйца, изготовленные по заказу царской семьи» [13].


16.

Крючок для вязания и перо от Фаберже / Fabergé. Crochet hook, c. 1900. Nephrite, gold, guilloché enamel, seed pearls. RCIN 14832. A crochet hook was purchased from the London branch by Queen Alexandra in 1909, but its description does not match this example. Knitting needles and thimbles were also made by Fabergé. Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II. Source

По этому поводу сотрудники фирмы писали в прейскуранте 1893 года: «Мы безусловно не доставляем недоброкачественных товаров, другими словами, всякий предмет, будь его стоимость не выше одного рубля, изготовляется с должной тщательностью и прочностью» [14].


17.

Faberge. Virginia Museum of Fine Arts, Richmond, Virginia Copyright VMFA 2011. Source/

Называть Фаберже придворным ювелиром не правильно. Для двора фирма Фаберже производила не более 10% изделий, но 90% продукции – для общественных слоев различной состоятельности.

Маленькое пасхальные яички у Фаберже стоили 3-5 рублей – при желании вполне доступны горничным. Для сравнения: за обручальное кольцо в те времена платили порядка 6 рублей.


18.

Яйцо Фаберже Зимнее. Подарок императора матери вдовствующей императрице Марии Федоровне (1847-1928) на Пасху 1913 года, в год 300-летия дома Романовых. Хамад бин Халифа Аль Тани, эмир Катара, купил яйцо в 2002 году на Кристис за $9,5 млн. Рекорд эмира побил в 2007 году российский коллекционер Александр Иванов, заплативший за яйцо Ротшильда $18,5 млн [илл.#19]. Частная коллекция, Катар

Яйца элиты

Кульминации пасхальная тема достигла в ювелирных произведениях фирмы Карла Фаберже, созданных по заказу императоров Александра III и Николая II, а также отдельных представителей мировой элиты.

По одному яйцу фирма Фаберже изготовила для:

- нефтепромышленника Эммануэля Нобеля (Коллекция Артура и Дороти MакФеррин, США);
- княгини Зинаиды Юсуповой по заказу супруга, князя Феликса Юсупова-старшего графа Сумарокова-Эльстона (Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз, Швейцария) [илл.#4];
- герцогини Мальборо, в девичестве Консуэло Вандербильд (Музей Фаберже, Санкт-Петербург);
- для барона Ротшильда по заказу его сестры (Эрмитаж, Санкт-Петербург) [илл.#19].


19.

Часы-яйцо Ротшильда или «Ротшильдовское». 1902 год. Эрмитаж. Source. Вид без подставки

В 1902 году «Ротшильдовское» яйцо-часы было заказано Карлу Фаберже для барона Ротшильда. Беатриса Эфрусси де Ротшильд (1864-1934), коллекционер и супруга банкира, нефтяного магната Мориса Эфрусси, подарила это яйцо своему младшему брату — барону Эдуарду Ротшильду (1868-1949) в честь его помолвки.

В 2007 году коллекционер Александр Иванов за рекордные $18,5 млн /£8.9 млн (включая комиссию) купил яйцо Ротшильда, выставленное на Christie’s. Это был самый дорогой предмет Фаберже, когда-либо проданный на аукционах. В 2009 году Александр Иванов открыл Музей Фаберже в Баден-Бадене, немецком курортном городе.

8 декабря 2014 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подарил часы-яйцо Фаберже Ротшильда Эрмитажу в честь 250-летия музея. Достойный подарок.


20.

Яйцо-шкатулка «Ренессанс» 1894 года стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре 1894 года. На исходе века в моде было «антикварское», как тогда говорили, направление в искусстве. Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка XVIII века амстердамского мастера Ле Роя из собраний Музея-сокровищницы саксонских курфюрстов «Грюнес Гевёльбе» /Зеленый свод в Дрездене. Яйцо ныне пустое. В счете фирмы Фаберже от 6 мая 1894 года сюрприз, вопреки уже устоявшейся традиции, не указан. Существует гипотеза, что сюрпризом было Яйцо «Воскресение Христово» [илл.#3]. Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Source

Яйца Кельхов

Семь яиц были сделаны мастерами фирмы Фаберже для Варвары Петровны Кельх, в девичестве Базановой, принадлежавшей к одному из богатейших купеческих семейств России.


21.

Рокайль. 1902 год. Яйцо Фаберже Варвары Кельх на выставке в Хьюстонском музее естественных наук. Коллекция Артура и Дороти MакФеррин /McFerrin Collection. Source. Вид с сюрпризом

Ее супруг, дворянин Александр Фердинандович Кельх, на протяжении нескольких лет, с 1898 по 1904 год, заказывал у знаменитого царского ювелира пасхальные яйца для своей состоятельной и требовательной супруги.

Некоторые из них похожи по композиции, сюжету и отдельным декоративным приемам на яйца императрицы Марии Федоровны.

По всей видимости, Варвара Кельх хотела иметь изделия не хуже царских. Ей это удалось.


22.

Яблоневый цвет 1901 года - одно из семи яиц Фаберже Кельхов. Зеленый корпус яйца из отшлифованного уральского нефрита стоит на трех ножках – стволах яблоневых деревьев, выполненных их красного золота. Цветы яблони - из эмалированной глазури, глазки и почки - из бриллиантов на розовой фольге. Сюрприз яйца утерян. Собрание Адульфа Петера Гоопа. Музей княжества Лихтенштейн / Fabergé's Apple Blossom Egg, 1901. via

Ее поведение было типичным для отдельных представителей купеческого сословия – новой элиты, породнившейся с аристократией. Внезапно разбогатев, они хотели приобретать предметы роскоши и гордиться ими.


23.

«Сосновая шишка» Фаберже, 1900 год. Заказано Александром Фердинандовичем Кельхом для жены Варвары Петровны Кельх. В 1989 году Джоан Крок /Joan Kroc, вдова создателя корпорации McDonald’s Рэя Крока, купила на Christie’s пасхальное яйцо Фаберже «Сосновая шишка» за рекордные для того времени $3,14 млн. В 1997 году «Сосновая шишка» выставлялась на Christie's в Нью-Йорке, но яйцо не было продано, т.к. за него не предлагали больше $2,8 млн. Шишка в закрытом виде / AP Photo/Marty Lederhandler. Source

В 1905 году Варвара Петровна Кельх покинула Россию и супруга-дворянина. Коллекцию objets d’art она увезла с собой в Париж, где впоследствии пасхальные яйца предлагались к продаже ювелиром Морганом [15].


24.

Пасхальное яйцо, 1899. Изготовлено по заказу Александра Фердинандовича Кельха для супруги Варвары Петровны Кельх. Британская королевская коллекция / Fabergé. Mikhail Evlampievich Perkhin (1860-1903). Easter egg, 1899. Gold, guilloché enamel, diamonds. RCIN 9032. Commissioned by Barbara and Alexander Kelch, Easter 1899. Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II. Source

Ныне одним из них владеет английская королева Елизавета II, еще четырьмя – различные частные лица в США, а два яйца хранятся в коллекции Культурно-исторического фонда «Связь времен» – Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.


25.

Пасхальное яйцо «Коронационное». Фирма Карла Фаберже. Подарок Николая II супруге на Пасху 1897 года. Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Source. [Описание]Многие императорские пасхальные подарки были связаны с важными вехами российской истории или жизни императорской семьи. К таким "историческим" сюрпризам относится и «Коронационное» яйцо 1897 года – одно из самых известных творений Карла Фаберже. Оно было посвящено торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. 9 мая 1896 года императорская чета торжественно въехала в Москву. Шестикилометровую парадную процессию замыкал позолоченная карета молодой императрицы, сделанная еще в 1793 году знаменитым придворным мастером И.К. Букендалем для императрицы Екатерины II и использовавшаяся на последующих коронациях.

Миниатюрная абсолютно точная копия этой кареты стала сюрпризом традиционного пасхального подарка работы Фаберже, поднесенного императором Николаем II супруге на Пасху 1897 г. Уникальную модель создал молодой мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший и конструктивные части экипажа, например, поворотный круг. В силу этого миниатюрная карета поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Двадцатитрехлетний мастер, обладавший необычайными талантами (он без лупы видел дефекты камней и не нуждался в оптике при работе над миниатюрной копией) трудился над созданием кареты в течение пятнадцати месяцев по шестнадцать часов в сутки. «Бархатную обивку» кузова и сидений внутри имитирует яркая алая эмаль. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной, которая в действительности была украшена аквамаринами. Крошечные литые из золота путти с гирляндами цветов, декорирующие задок кареты, кажутся вырезанными из золоченого дерева. На колеса, как и в реальном экипаже, надеты «железные обручи» из платины. Во время работы Штайну приходилось неоднократно посещать императорский музей экипажей, а уже много лет спустя, когда встал вопрос о реставрации кареты, сюрприз Коронационного яйца оказался очень ценным материалом для проведения грамотных восстановительных работ.

В центре расписанного виноградной лозой потолка – золотой крюк, к которому была привешена утраченная ныне подвеска в форме яйца. В счете записано «яичко изумрудовое с бриллиантами» ценой в 1000 рублей (ныне, к сожалению, отсутствующее). Оно было самым последним «сокровищем», как когда-то в первом императорском яйце, и подвешивалось внутри крошечной кареты на специальный крючочек. Правда, из других, более поздних, источников следует, что внутри кареты было укреплено яичко-подвеска из желтого бриллианта. Так, начальник Камерального отделения и заведующий Кабинетом Е.И.В. Н. Дементьев, который в 1909 году занимался инвентаризацией драгоценностей царской четы, находившихся в их собственных комнатах Зимнего дворца, увидел внутри кареты желтое бриллиантовое яйцо-кулон (бриолет). Возможно, императрица сама поменяла подвеску, предпочтя носить изумрудное яйцо на шее, но при этом не оставила карету пустой.

Изготовление миниатюрной кареты обошлось в 2250 рублей, что составило половину стоимости всего императорского заказа. Драгоценный камень (бриллиант или изумруд грушевидной формы), подвешенный внутри кареты, был оценен еще в 1500 рублей.

Само «Коронационное» яйцо состоит из двух соединенных шарниром половинок. Внутри его драгоценной «скорлупы» – серая бархатная ниша для сюрприза. Золотая (подбитая горностаем) парчовая мантия с ткаными черными двуглавыми орлами, в которую были облачены царь и царица во время коронации, подсказала Фаберже идею отделки скорлупы яйца. Она покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, которая сверкает и переливается, как тяжелая златотканая парча. Накладные эмалевые орлы соединены лиственными ветвями зеленого золота, образующими густую сетку, без малейшего зазора (не видно монтировки) прилегающую к скорлупе. Один из мастеров вспоминал, что, когда просверливались отверстия в покрытом эмалью корпусе, яйцо полностью погружалось в емкость с водой, что должно было предохранить сверло от перегрева, а эмаль – от повреждения.

Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз, укрепленный на его верхней половине. Сквозь него виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «Θ» – из рубинов. Внизу яйца укреплен алмаз меньшего размера, сквозь который читается дата «1897».


В Музее Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга находится девять императорских пасхальных подарков. Сейчас петербургский Музей Фаберже – крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже.


26.

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования» подарено Николаем II супруге Александре Федоровне в 1911 году. Посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Source. [Описание]На скорлупе в овальном медальоне под выпуклой пластиной из горного хрусталя начертана дата вступления на престол Николая и Александры – «1894». Через два года после этого они были коронованы в Успенском соборе, и, таким образом, в 1911 году исполнилось пятнадцать лет с момента коронации, но не воцарения последнего русского монарха. Тем не менее в журнале «Столица и усадьба» за 1916 год отмечено, что это яйцо посвящено «15-летию царствования государя императора Николая II». Этот же источник свидетельствует, что «на обоих концах яйца под плоскими, специально гранеными бриллиантами» помещены вензель императрицы – Aθ – с короной, что можно видеть и невооруженным глазом, и год – «1909».

Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» – единственный пасхальный подарок из изготовленных по императорскому заказу фирмой К. Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и повествовательными историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными зелеными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценные рамы, помещены «художественно и тончайше исполненные» миниатюры, написанные Василием Ивановичем Зуевым (с 1904 года – основным автором живописных миниатюр по слоновой кости в фирме К. Фаберже) акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя. Это семь портретов членов царской семьи – Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей, а также композиции, изображающие «главные события из царствования государя императора». Рамки портретов выполнены из мелких алмазов – «монарших камней», которые почти всегда обрамляют изображения Высочайших особ на всех произведениях фирмы Фаберже. В верхнем ярусе помещены портреты трех старших дочерей – Ольги, Татьяны и Марии (они расположены по возрасту). Самая маленькая – Анастасия – изображена в нижнем регистре, там же, в овальных медальонах, проставлены даты – «1894» и «1911». В центральном живописном поясе находятся портреты царя, царицы и цесаревича Алексея – единственного сына императорской четы.

Остальные ячейки представляют важнейшие события царствования вплоть до 1911 года: Торжественное шествие в Успенский собор (1896), Момент священного коронования (1896), Мост Императора Александра III (российская императорская чета заложила первый камень в 1896 году в Париже), Дом в Гааге, где происходила Первая Мирная конференция (1899), Торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем Дворце (27 апреля 1906 года) (копия с фотографии, сделанной в тот день), Музей Императора Александра III (открыт в1898 году), Открытие памятника Петру Великому в Риге (работы Шмидта-Касселя) (1910), Открытие памятника в Полтаве к двухсотлетию Полтавской битвы (1909), Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского (1903).



27.

Великий сибирский железный путь. Пасхальное яйцо с моделью сибирскоео поезда. 1900 год. Николай Александрович в 1891 году, будучи цесаревичем, положил начало строительству Сибирской железной дороги, а к 1900 году работы были почти закончена. Этому событию посвящено яйцо с сюрпризом в виде механического миниатюрного железнодорожного состава из золота и платины. Музеи Московского Кремля / The Trans-Siberian Express Easter Egg with key. Presented by Emperor Nicholas II to his wife, Alexandra Feodorovna, at Easter 1900 Saint Petersburg, 1900. House of C. Fabergé, Artist: M. Perkhin. Gold, platinum, partly-gilt silver, rose-cut diamonds, ruby, onyx, crystal glass, wood, silk, velvet, enamel on guilloché ground, filigree enamel; egg: h. 26 cm, train: l. 39,8 cm, wagon: h. 2,6 cm © The Moscow Kremlin State Historical and Cultural Museum and Heritage Site. via

Музеи Московского Кремля гордятся тем, что обладают самым большим в мире собранием императорских пасхальных яиц Фаберже, которых здесь десять штук.

Если за последнее время в мире ничего не изменилось, то из пятидесяти созданных 7 императорских яиц Фаберже считаются утерянными.

В российских музеях находится 20 императорских яиц Фаберже: 10 – в Оружейной палате, Музеи Московского Кремля, Москва; 9 – в Музее Фаберже, Санкт-Петербург; одно – последнее неоконченное – в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана, Москва.


28.

Яйцо Фаберже «Двенадцать монограмм» или «Портреты Александра III». 1896 год. Подарок Николая II своей матери вдовствующей императрице в память об Александре III Александровиче (1845-1894). Сюрпризом были миниатюрные портреты императора Александра III на подставке из золота. Сюрприз утрачен. Музей Хиллвуд, Вашингтон, США / Twelve Monogram Egg. Made by: Fabergé Firm. Workmaster Mikhail Perkhin. Date made: 1896 Size: 7.94 х 5.56 cm. Hillwood Museum. Source

Остальные 23 сохранившихся императорских яйца разбрелись по миру.


Примечания:
[Spoiler (click to open)]
[11] Юсупов Ф., князь. Мемуары. С. 331.
[12] Кшесинская М. Воспоминания. С. 287.
[13] Фаберже О.А. Блестки. С. 19.
[14] К. Фаберже. Придворный ювелир: Золотые, бриллиантовые и серебряные изделия. М., 1893. С. IV.
[15] Faberge Т., ProlerL.G., Skurlov V. V. The Faberge Imperial Easter Eggs. London, 1997. P. 77.



Источники:

- Фаберже. Пасхальные подарки: из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" и Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Татьяна Николаевна Мунтян. ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", 2003.
- Юсупов Ф. Ф. Мемуары — М.:"Захаров", 2011 // Глава 7. Наши жилища – Петербург – Мойка, слуги и хозяева – Ужин у «Медведя»
- Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т, Том 1. Авторы: Сергей Девятов, Игорь Зимин. Издательство: Кучково поле, 2014. books.google
- Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл.ред. С.А.Токарев. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. – Т.1, стр. 419; Т.2, стр. 681 // Яйцо мировое.
Музей Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга
Выставка "Фаберже. Пасхальные подарки". Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", другие материалы и издания Музеев Московского Кремля
Источники, указанные в тексте записи; различные лекции, другие книги и проч.

Если видите ошибку или неточность – напишите, пожалуйста.


Фаберже ранее:
Клевер – эмблема удачи. Яйцо «Клевер» от Фаберже
Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1



Tags: 19 век, 20 век, Пасха, Россия, Фаберже, декоративно-прикладное искусство, модерн, шедевр, эмаль, ювелирное

Posts from This Journal “декоративно-прикладное искусство” Tag

  • Платки Hermès как произведения искусства

    Выставка « Шелковый лабиринт. Редкие платки Hermès из собрания Maison Carré Foundation» проходит во Всероссийском музее декоративно-прикладного и…

  • Перчатки. XVII век

    Красиво Стальные перчатки. Около 1614, Испания. Музей Виктории и Альберта, Лондон / Steel gauntlets, ca. 1614, Spain. Height: 137 mm, Width:…

  • Танец. 1958 год

    Из собрания Исторического музея Ваза "Танцующая пара". Художник Смирнов Б.А. Ленинградский завод художественного стекла. 1958 г.…

  • Кусается

    Из собрания Эрмитажа Пластина "Монах, старик и юноша". Франция, Лимож. Конец XVII - начало XVIII вв. Инвентарный номер: Ф-2663.…

  • Святой король Людовик и культура его времени

    Экспонаты и отрывок из статьи каталога выставки « Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», проходящей в Музеях Московского Кремля с 3…

  • Сосуд эллинов и сосуд варваров

    Два канфара: варварский и греческий Канфар – древнегреческий сосуд для питья в форме кубка. Канфар. Золото, стекло, сердолик, гранаты. II в.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments