Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Изменяла ли Ева Адаму с Сатаной ?

Существовали "версии", утверждавшие что Дьявол имел плотскую связь с Евой и от этой связи родился Каин.


Грустный Адам. Уж не об измене ли жены грустит? X-XI вв. Византия, Константинополь. Слоновая кость / Sorrowing Adam. 10th-11th century. Byzantine ivory plaque. Constantinople. 7 x 8 x 0.8 cm. Baltimore, Walters Art Museum. Source. [*]

Ряд легенд приписывает Сатане, именуемому также Самаэль, плотскую связь с Евой и зачатие Каина Пирке рабби Елиэзер», 21]. Здесь перекличка с библейским рассказом о греховном зачатии рода исполинов от соитий «дочерей человеческих» с «сынами Элохима» — смысловая инверсия языческих мифов о рождении полубога от связи смертной с богом.


2.

Уродливый Каин убивает Авеля челюстью. Около 1325-1350. Часослов из Англии, сарумский обряд. Британская библиотека / Cain and Abel. 2nd quarter of the 14th century. Book of Hours, Use of Sarum ('The Taymouth Hours'). Origin England, S. E.? (London?). The British Library, Yates Thompson 13, f. 28. Bas-de-page scene of Cain slaying Abel with the jaw-bone of an ass. With illuminated initials in gold and colours and a full bar border. Source. По клику - полная страница

Взгляд на Еву как на пособницу и подругу Сатаны подчеркнут в легенде «Ялкут Берешит» [1, 23], согласно которой Ева и Сатана были сотворены одновременно. Смотрим на возможную этимологию имени Ева.

[Из статьи "Сатана" Сергея Сергеевича Аверинцева в "Мифах народов мира". Чуть отредактировано]


3.

Историческая библия, XIV век / Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 9561, f.8v. Titre: Partie d'une «Bible historiée toute figurée». 1301-1400, manuscrit. Langue: Français. Parchemin. - 192 feuillets. - 295 × 200 mm. Source

"Ева, Xавва (евр. Hawwa), согласно иудаистическим, христианским и мусульманским религиозно-мифологическим представлениям, жена Адама, первая женщина и праматерь рода человеческого.

Имя Ева появляется в Библии во вставке к сказанию о вкушении женщиной, обольщённой змеем (в основном тексте сказания она безымянна), запретного плода: "И нарёк Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Быт. 3, 20). Автор этого этимологического дополнения видит корень имени Ева в евр. хай, "жизнь" современная научная этимология возводит (предположительно) это имя к арам. Хевъя и финик, хвт, "змея" (возможно, и "змееподобная богиня")."

[Часть статьи "Ева" в "Мифах народов мира"]


Источник: Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл.ред. С.А.Токарев. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. – Т.1, стр. 419; Т.2, стр. 412.

[*] [Описание византийской пластины из слоновой кости, что на верхней иллюстрации, англ.]
10th-11th century. Byzantine ivory plaque. Baltimore, Walters Art Museum.
This finely carved plaque comes from a casket or box similar to WAM 71.295. Adam, identified by an inscription, grieves over his expulsion from paradise. The pose of the figure, a traditional expression of sorrow, seems to echo the pose of a classical statue of Herakles (the Greek form of Hercules) that was still to be seen in the Hippodrome of Constantinople at the time when this plaque was carved. The image of Adam therefore illustrates how artists in Byzantium at times re-interpreted older, Classical models.




Tags: the taymouth hours, Адам и Ева, дьявол, мифы, слоновая кость, средневековая миниатюра, средние века
Subscribe

Posts from This Journal “Адам и Ева” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments