Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Ар-деко Жоржа Барбье. 18+

Художник Жорж Барбье: иллюстрации вначале зимние, приличные; потом всякие, в том числе фривольные – уж такие были времена.

Французский иллюстратор и дизайнер Жорж Барбье (1882-1932) /George Barbier - один из крупнейших графиков первой трети XX века, чей индивидуальный стиль был сформирован под влиянием Арт Деко.


Жорж Барбье / Petit dictionnaire illustré des exclamations. George Barbier. BNF. Source

В первое десятилетие ХХ века продолжалось развитие стиля Модерн в моде и в иллюстрации. Пьер Боннар, Обри Бердслей, Альфонс Муха, Чарльз Дан Гибсон и другие художники конца ХIХ века оставили в наследие ХХ веку искусство, где все, от формы до содержания, было создано для радостей ХХ века.

В 20-х годах ХХ века, когда «модная» журналистика начинает развиваться быстрыми темпами, занятие «коммерческой графикой» - впервые стало полноценной профессией. Именно в это время появляется профессия иллюстратора «модных» журналов, а «модная картинка» становится иллюстрацией.


1-2.

Художик Жорж Барбье. В стиле (?)"Галантных празднеств". Опубликовано в журнале "La Vie Parisienne", 1922 / Le Vie Parisienne was a fun, slightly risque weekly magazine published in Paris / Petit dictionnaire illustré. Des Exclamations. Vlan!.. / Vue 125 - Petit dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier (MFILM G-169354). // Dessinateurs et humoristes. George Barbier. Date d'édition: 1912-1924. Format: 1 vol. (208 p.): 207 reproductions d'estampes; 43,1 cm. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

Процессу «превращения» Арт Деко в респектабельный стиль межвоенных десятилетий способствовали такие иллюстраторы как: Жорж Барбье /George Barbier, Жоржа Лепапа /Georges Lepape, Поль Ириб /Paul Iribe, Луи Икар /Louis Icart, Джордж Планк /George Plank, Хелен Драйден /Helen Dryden, Андре Марти Эдуард /Andre Edouard Marty, Эрик /Eric и другие. Журнал «Vanity Fair» способствовал продвижению работ иллюстраторов Мигеля Коварубия /Miguel Covarrubias и Паоло Гарретто /Paolo Garretto. Самым влиятельным и плодотворным графиком моды периода Арт Деко считается Роман Тыртов, русский по происхождению, и известный под псевдонимом Эрте (1892-1990). Эрте был исключительно творческим художником, иллюстрируя свои собственные творения, в отличие от Жорж Барбье и других: Лепапа, Мартэн, Бенито и Рейнальдо Луза, которые были иллюстраторами чужих замыслов.


2.

Иллюстрация Жоржа Барбье к книге Поля Верлена "Галантные празднества", 1928 / Skating - en patinant. Artist: George Barbier. A glamorous woman wearing a muffler is pushed on a sledge by a skater in this colourful winter scene. This illustration originally appeared in Fêtes galantes, a book of poems by Paul Verlaine published in 1928. L.45/2847. The British Library. Source

Родился Жорж Барбье (1882-1932) в Нанте, художественное образование получил в Школе изящных искусств.


3.

George Barbier. 1913

Первая персональная выставка живописи и графики художника состоялась в 1911 г. и привлекла серьезное внимание.


4.

George Barbier. 1925

Свою творческую карьеру Барбье начал как театральный художник, разрабатывая эскизы костюмов и декораций для балетных постановок, что впоследствии отразилось на его авторском стиле «модных» иллюстраций.


5.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue vue 148 - La patineuse: [un défet]. George Barbier, 1915. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source. Фрагмент. Полный вид

В качестве театрального художника Жорж Барбье выступал для балетов «Русских сезонов» Дягилева.


6.

Жорж Барбье. Саломея / Georges Barbier. Salomé. 1914

Например, он делал эскизы к «Саломее». Стилистика всех эскизов представляет собой смешение стиля Бакста с его плавными движениями пышных фигур персонажей и стилем Барбье, основанном на модернистских принципах построения образа: плоскостное изображение, отсутствие деталировки, схематичность.

Барбье работал также над эскизами дягелевской «Шахерезады» вместе с Бакстом. Влияние Бакста на его версию эскизов очевидно. В движениях моделей и деталях костюма его «Шахерезада» сравнима с эскизами костюмов и для «индо-персидских танцев» маркизы Казати, 1911-1912 Бакста.


7.

Жорж Барбье. "Шахерезада", 1910 / George Barbier (signé LARRY). Shéhérazade, 1910, aquarelle. Source

На Барбье оказывал заметное влияние и Анри Матисс, в те времена фовист. Сюжет картины Матисса «Танец», 1910 был в точности повторен иллюстратором в танце одалисок для «Шахерезады». Это пример абсолютной эклектики – бакстовские восточные мотивы смешаны с новым авангардным настроением.


8.

Жорж Барбье. Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в балете "Шахерезада". 1913 / Vaslav Nijinsky (1890-1950) and Ida Rubinstein (1880-1960) in Schéhérazade, Paris, 1910. By George Barbier. Nijinsky, 1913. George Barbier. via / Вариант этой иллюстрации из Британской библиотеки. The British Library: Nijinsky as the Golden Slave in Scheherazade. George Barbier. An illustration by George Barbier from Designs on the Dances of Vaslav Nijinsky, 1913. Foreword by Francis de Miomandre, translated from the French by C. W. Beaumont. Source

Первая книга с иллюстрациями Жоржа Барбье вышла в 1913 г. Это был альбом «Вацлав Нижинский. Рисунки танцев».


9.

Арлекин и Коломбина. Балет "Карнавал". Тамара Карсавина была первой балериной, которая станцевала роль Коломбины. После роль исполняли Лидия Лопухова и Вера Фокина. Арлекина танцевали Вацлав Нижинский и Михаил Фокин / Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Les Ballets Russes. Vue 124 - Au feu ... de la rampe: [un défet]. George Barbier, 1917. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

В 1914 г. он выпустил следующий «балетный» альбом, посвященный Тамаре Карсавиной.


10-1.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 134 - Prenez garde Mesdames: [un défet]. George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

Жорж Барбье также обращался к дизайну ювелирных украшений, изделий из стекла, занимался плакатом и рекламой в периодических изданиях. Особое место в его творчестве занимают книжная графика и иллюстрации в модных журналах.


10-2.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 134 - Prenez garde Mesdames: [un défet]. George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

После первой мировой войны художник сотрудничал с модными изданиями «Газетт дю бон тон» /«Gazette du bon ton» и «Vogue», а также газетами «La Gazette», «Modes et manieres d'aujourd'hui», «Les Feuillets d'art», «Femina» и «le Jardin des dames et des modes».


11.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 58 - La mythologie galante: [un défet de] "La Vie Parisienne". George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

Его выразительный стиль середины 1920-х годов был обращен к восточной тематике, а также к салонной живописи XVIII века. Восточные орнаменты в виде драконов, экзотических цветов, гроздьев винограда, цветущей сакуры были обязательным дополнением к образу «героини» Барбье.


12.

George Barbier. L'armour est aveugle. A blindfolded man dances with four women in this illustration by George Barbier, engraved by Henri Reidel, from an album that depicts Paris couture and the fashionable elite at the beginning of the 1920s. The image is from Le bonheur du jour, ou, Les graces a la mode, Paris: Meynial, 1920. The British Library. Source

«Женщины Барбье» почти всегда изображались на фоне определенного интерьера богато обставленной гостиной, оперного театра


13.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 160 - [Sans titre]: [un défet]. George Barbier, 1917. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

или дорогого питейного заведения – 1920-е годы знаменованы появлением «café society» /«общество кафе» и развитием индустрии развлечений.


14-1.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 113 - Idylle moderniste : [un défet]. George Barbier. BNF. Source

Женщины музицируют, читают любовные письма, курят, прихорашиваются, глядя в зеркало.


14-2.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 113 - Idylle moderniste : [un défet]. George Barbier. BNF. Source

Они сами являются украшениями этих интерьеров.


15.

1914

Барбье не давал подробного описания всех деталей изображенного костюма, как это делал Эрте, поскольку не являлся дизайнером моделей, но давал звучные названия каждой «картинке» в духе Жана Мишеля Моро, «модного» гравера XVIII века. Например, «Au revoir» /Прощание, «Des Roses Dans la Nuit» /Розы в Ночи, «La fontaine de coquillages» /Фонтан Ракушек, «Minuit! . . ou l'appartement à la mode» /«Полночь!... или модная квартира. Многие из них были гравированы H. Reidel для «Le bonheur du jour, ou les grâces à la mode» /Счастье дня или милости моды и сейчас хранятся в библиотеках Princeton University и Yale University.


16.

George Barbier. Visez au Coeur, Belles Dames!, 1924. Original etching and pochoir /"Aim For the Heart, Beautiful Ladies", signed in the plate, 1924. From the large format album "Le Bonheur du Jour, ou Les Graces a la Mode" assembled and published by Jules Meynial, 1924 (Chez Meynial, pochoiriste; Paris. H. Reidel, printer/engraver; Paris). Source

Не ограничиваясь рисованием, Барбье писал предисловия к выставочным каталогам, статьи в популярные газеты и журналы, посвященные искусству, моде, театру. Кроме того, в середине 1920-х гг. он вместе с Эрте создал оформление и эскизы костюмов для обновленного «Фоли Бержер».


17.

Au revoir. From an album by George Barbier, with engravings by Henri Reidel, 1920. A glamorous party, with party goers wearing evening dress including a man in a top hat and tails. A guest waves as she leaves, while others depart by car. The British Library. Source

К концу 1920-х гг. постоянные публикации Барбье в периодике достигли невероятной популярности.


18.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Поля Верлена "Галантные празднества" / Evening romance. George Barbier. A multitude of couples flirting in a garden at night. The illustration is by George Barbier and is from Fetes galantes by Paul Verlaine, 1928. The British Library. Source

В эти годы одна за другой выходили и книги, проиллюстрированные художником, — как правило, это были издания для коллекционеров, выпускавшиеся ограниченными тиражами.


19.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Пьера Луиса "Песни Билитис". Source

Так, «Песни Билитис» были отпечатаны другом Барбье, гравером и художником Франсуа-Луи Шмидом, тиражом 125 экземпляров. Это издание 1928 г. с 42 изящными иллюстрациями и 148 виньетками признано шедевром искусства книги эпохи ар деко.


20.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Поля Верлена "Галантные празднества". Source

Не менее известно среди библиофилов и редкое издание книги стихов Поля Верлена «Галантные празднества», рисунки к которому создавались художником с 1920 по 1924 г., и были собраны под одной обложкой лишь в 1928 г.


21.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Теофиля Готье "Роман о мумии". Source

Среди книжной графики Барбье выделяются также серии рисунков к «Афродите» Пьера Луиса, 1928, совместно с Ж.Лепапом; «Роману ароматов» Ришара Ле Галена, 1928; «Роману о мумии» Теофиля Готье, 1929.


22.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Анри де Ренье "Встречи господина де Брео". Source

Барбье не раз обращался к творчеству Анри де Ренье, создав яркий стилизованный мир, созвучный эстетизму писателя. В парижском издательстве «A. et G. Mornay» были в разные годы выпущены четыре романа Ренье с рисунками Барбье: «Грешница» (1924), «Дважды любимая» (1928), «Встречи господина де Брео» (1930) и «Эскапада» (1931).


23.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Лакло "Опасные связи". Source

Одной из самых известных работ художника стали иллюстрации к «Опасным связям» Шодерло де Лакло, в которых Барбье создал изысканную графическую интерпретацию прославленного романа, связав воедино изящество галантного века с легкомыслием «смеющихся двадцатых».


24.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Лакло "Опасные связи". Source

«Опасные связи» стали последней книгой художника — в 1932 г., в зените славы, Жорж Барбье скоропостижно скончался.


25.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 126 - Petit dictionnaire illustré des exclamations : [un défet]. George Barbier, 1922. BNF. Source


26.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 132 - Dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier. BNF. Source


27.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 133 - Petit dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier. BNF. Source


28.

Jazz band. Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 92 - Le cauchemar d'une nuit d'été: [un défet]. George Barbier, 1919. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL / Аналогичная картинка: vue 137. Source


29.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 106 - Le petit déjeuner du permissionnaire : [un défet]. George Barbier, 1916. BNF. Source


30.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Анри де Ренье "Встречи господина де Брео". Source


Иллюстраций Жоржа Барбье очень много. Если вдруг 30+ изображений мало, что и так перебор, то вот 8:18 минут картинок:


30.

Просто графика Жоржа Барбье.


Источники:

Изображения:
Подробное описание альбома из Национальной библиотеки Франции: [Collection Jaquet]. Dessinateurs et humoristes. George Barbier: [défets d'illustrations de périodiques]. Auteur: Barbier, George (1882-1932). Illustrateur. Date d'édition: 1912-1924. Type: image fixe. Type: estampe. Langue: Français. Format: 1 vol. (208 p.) : 207 reproductions d'estampes ; 43,1 cm. Collectionneur : Desbenoît (1...-195. ; collectionneur). Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

Для текста:
Вадим Зартайский. Жорж Барбье. Издательство «Вита Нова»
Лапик Н. А. Стилистический анализ «модных» иллюстраций периода Арт Деко. // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 1-2 (8) / 2013
Лапик Н. А. Проблема интерпретации темы Востока в эскизах театрального костюма и модной иллюстрации начала ХХ века. // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 3-2 (22) / 2014


Дополнительные материалы:

[Spoiler (click to open)]
Жорж Барбье. Иллюстрации к книге Лакло "Опасные связи"
Жорж Барбье. Иллюстрации к книге Пьера Луиса "Песни Билитис"
Жорж Барбье. Иллюстрации к книге Поля Верлена "Галантные празднества"
Жорж Барбье. Иллюстрации к книге Теофиля Готье "Роман о мумии"
Жорж Барбье. Иллюстрации к книге Анри де Ренье "Встречи господина де Брео"

У vita_colorata Жорж Барбье и "Русские сезоны" и Жорж Барбье - модный иллюстратор

Книга George Barbier: Master of Art Deco: Fashion, Illustration and Graphic Design (English and Japanese Edition) Bilingual Edition by Hiroshi Unno (Editor)

Video about George Barbier:


Tom Vaughan-Johnston. Art Deco - Commentary: Retinal Rush! Ep. 13 - Georges Barbier: Feminine Mystique.




Tags: 20 век, Франция, ар-деко, видео, живопись XX века, иллюстрация, мода, модерн, неприличное, юмор
Subscribe

Posts from This Journal “иллюстрация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →