Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Их Крампус и наша Ночь перед Рождеством


Фрагмент произведения кузнеца Вакулы по версии мультфильма "Ночь перед Рождеством", 1951, Союзмультфильм. "В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. <…> Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного Суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало." Николай Гоголь. Ночь перед Рождеством


Спереди совершенно немец*: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

* Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — все немец.

Николай Васильевич Гоголь. Ночь перед Рождеством


Гоголевский «“украинский” черт многим походит на “немецкого” черта» [1] . Чёрт является постоянным действующим лицом в немецких религиозных драмах: он «стремится овладеть душой своей жертвы, но попадает впросак и посрамляется» [2]. «Глупый чёрт» всегда изображался с юмором. Являлся он и героем немецкого вертепа.


2.

Vintage Christmas Krampus Postcard. via

В Германии и других странах предрождественский персонаж Крампус, имеющий рога и густую шерсть появляется в День святого Николая, похищает непослушных детей, засовывает в сумку и уносит с собой.


3.

Солоха и черт, 1959 г. Художник Алексей Лаптев. Source

Кроме того, Крампус питает особую слабость к женскому полу, как и чёрт из «Ночи перед Рождеством». [3]


4.

Ночь перед Рождеством. Солоха и чёрт. Художник Валерий Кожин. Source

Большинство народных праздников связано с духом плодородия, представляемым в виде козла. [4] Этот дух нуждается в особом ритуале – задабривании. В некоторых случаях такое задабривание проявляется в принесении детей в жертву.


5.

Крампус засовывает детей, которые плохо себя вели, в короб. via, via

Обычай задабривания существовал на протяжении столетий. На древнеримские Сатурналии, а также на русскую Коляду празднующие наряжались козлами. У древних славян была поговорка: «где коза ходит, там жито родит». На протяжении долгого времени в Беларуси сохранялась традиция «завивать бороду» козлоподобному духу жита.


6.

Mikuláš a Krampus, 1901

В Норвегии, Финляндии и Швеции рождественский дед, известный под именем Йолоупукки, изначально представлялся в виде получеловека-полукозла - дословно Йолоупукки переводится как «рождественский козел». В образе козла описывались и греческие сатиры и фавны. Позже в этом виде стал изображаться Сатана.


7.

Крампус

В горных и лесных местностях связь с культом козла сохраняется и по сей день. Персонаж Крампус, телесно напоминающего козла, присутствует в литературе Альпийского региона – Австрия, Швейцария, Бавария, Швабия и граничащих с ним районах Словении, Италии, Чехии и Венгрии.


8.


Образ Крампуса имеет многовековую историю. Впервые он упоминается в дохристианской мифологии. Нередко Крампус представлялся в обличии ведьмы Перхты. [4]


9.


В соответствии с представлениями о Крампусе жителей Альп, слово «крампус» происходит от древне-германского слова Krampe /коготь. По этой причине Крампус нередко изображается с длинными когтями.


10.


Считается, что в левой руке он носит березовые розги, которыми наказывает непослушных детей. В левой потому что по многим поверьям Смерть – левша.


11.


Образы ведьмы Перхты и Крампуса связаны с мифом о Дикой охоте /wildeJagd. В германской мифологии Дикая охота – это охота нежити и злых духов на людей с целью похищения их душ.


12.

Krampus, 1900s

Австрийцы полагают, что духи, принимающие участие в Дикой охоте, гонят души некрещеных людей, особенно детей, в ад. Согласно легенде такие дети являются «заложными покойниками», т.е. людьми, погибшими неправильной смертью.


13.


Считается, что их души превращаются в эльфов.


14.

Святой Николай и Крампус. Австрия / Nikolaus and Krampus in Austria. via

В пору перед Рождеством, в канун или в день Святого Николая (5, 6 декабря) Крампус сопровождает Св. Николая, наказывая непослушных детей и пугая их. Крампус является помощником Санта Клауса, но не раздает подарки, а похищает непослушных детей.


15.


Когда Крампус находит капризного ребенка, он наказывает его розгами, сажает на цепь, засовывает в мешок, уносит плачущее чадо в пещеру, предположительно, чтобы съесть на рождественский ужин, но может быть и нет. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей, несет в свой замок, а потом сбрасывает в воду.


16.

Krampus, 1900s

И в наши дни в предрождественское время во многих регионах Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Чехии проводятся шествия крампусов, которые носят театрализованный характер и во время которых страшные звероподобные существа с демоническими масками и рогами ходят по улицам в поисках провинившихся детей и особенно агрессивно ведут себя по отношению к маленьким детям и молодым девушкам.


17.

via

Кажется, в уходящем году очень многие взрослые дяди и тёти вели себя плохо и заслуживают не подарков от Санта-Клауса или Деда Мороза, а розг и короба Крампуса.


18.



19.



20.

Krampus, 1900s


21.



22.


На открытках начала XX века Крампус не всегда страшный, иногда вполне милый.


23.

Все ходы у него записаны. Изучает книги


24.

Крампус в образе Диогена в бочке и с фонарем. Ему, как и Диогену, известно как сложно найти настоящего человека, грустит


25.

Украинский черт. Ночь перед Рождеством, 1951. Союзмультфильм.


История про дальнего родственника Крампуса – гоголевского украинского черта:


26.

Ночь перед Рождеством, 1951. Союзмультфильм. Режиссеры: Валентина и Зинаида Брумберг. Мультфильм для детей по произведению Н.В. Гоголя на музыку Римского-Корсакова. Создан методом ротоскопии - обрисовка настоящих персонажей для целей анимирования. youtube.com


Источники:
Николай Васильевич Гоголь. Ночь перед Рождеством. Даты написания: 1829-1832 гг.. Первая публикация: 1832 г. "Вечера на хуторе близ Диканьки" // Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: "Русская книга", 1994.
[1] Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 73. Цитата из статьи Рясова.
[2] Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 24. Об этом в книге «Поэтика Гоголя» Ю.В. Манн приводит слова немецкого учёного XVIII в. К. Флегеля. См. статью Рясова.
[3] Рясов Даниил Леонидович. Немецкая тема в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» // Изв. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2014. Т. 14, вып. 4
[4] Архетип образа Лесного царя в мировой культуре. Е.М. Лобачева, магистрант, Тверской государственный университет // Путь науки. Международный научный журнал, № 10 (20), 2015. г. Волгоград. Автор приводит мнение известного русского религиоведа Н.М. Никольского.
ru.wikipedia.org/wiki/Крампус
Источники иллюстраций, если не указано:
publicdomainreview.org: Greetings from Krampus
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Krampuskarten
flickr.com/photos/vintagehalloweencollector



Tags: Австрия, Германия, Рождество, Россия, дети, дьявол, мультипликация, открытка, праздники, сравнение

Posts from This Journal “Рождество” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments