Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Рождение Христа – Солнца правды

"Около 273 года император Аврелиан установил на 25 декабря празднество в честь зимнего солнцестояния, под названием: Dies Natalis Solis Invicti – Рождество Непобедимого Солнца. Слово «установил» лучше заменить словом «узаконил», то есть ввёл в официальный культ империи народный праздник, давным-давно уже торжествуемый, по обычаям, признанным, если не всем Римом, то весьма значительною его частью. Третий век христианской эры в Риме — эпоха торжества солнечных культов." [1]


Рождество, фрагмент. Около 1420. Часослов Спитц. Миниатюрист: Мастер часослова семьи Спитц (известно, что работал во Франции около 1415-1425 годов) / Spitz Master, illuminator (French, active about 1415-1425). The Nativity, about 1420, Tempera colors, gold, and ink on parchment. Leaf: 20.2 x 14.9 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84. Source. По клику – целый лист

Праздник Рождества Христова вытеснил языческие культы, связанные с солнцестоянием.

Блаженный Аврелий Августин (354-430) в одной из проповедей говорит о рождении Христа, солнца справедливости.


2.


В другом тексте он рассуждал об ангельском "блаженнейшем и высшем обществе": "Не уверен я также и в том, относятся ли к тому же сонму ангелов солнце, луна и все звезды, хотя некоторым и кажется, что светлые тела существуют без чувства и разума." [2]

Августин увещевает братьев во Христе праздновать 25 декабря "не как язычники, то есть из-за рождения солнца, а ради того, кто сотворил солнце. Папа Лев Великий (390-461) также осуждал это вредоносное суеверие – представление о Рождестве как о возрождении солнца, а не как о Рождестве Христовом." [3]


3.

Поклонение младенцу, 1439-1443. Фра Беато Анджелико (около 1395-1455). Музей Сан-Марко, Флоренция / Adorazione del Bambino. Beato Angelico Fra Angelico (circa 1395-1455). 1439-1443. 193x164,5. Museo di San Marco. Florence. via

Под аллегорическим наименованием «Dies Solis» – «День Солнца Правды» в ранних христианских общинах был известен первый день недели, воскресенье. «Если мы предаёмся радости в так называемый день солнца, — говорит Тертуллиан (155/165-220/240), — то причиною тому совсем не то, чтобы мы поклонялись солнцу». «Распяли Христа накануне Сатурнова дня (т. е. субботы) — говорит Юстин Философ (ок.100-165), а в день после Сатурнова дня, т. е. в день солнца, он явился апостолам». День солнца и Юстин, и Тертуллиан назначают, как срок для общих крещений. [1]


Источники и литература:

[1] Рождество «Непобедимого Солнца» // Александр Валентинович Амфитеатров. Старое в новом. — СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1907. [Александр Амфитеатров (1862-1938) — писатель; сын протоиерея, настоятеля Архангельского собора Московского Кремля]
[2] Блаженный Аврелий Августин. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви. #58
[3] Глава XXXVII. Восточные религии на Западе // Джеймс Джордж Фрезер. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Перевод М.К.Рыклина / Frazer J.G. The Golden Bough. London, 1923 – М.: Политиздат, 1980


Рождество:

Рождество и повитуха Саломея как первая жертва своего неверия
Армянское Рождество на озере Ван
Грустное Рождество
Экспрессивное Рождество
Рождество – младенец шалун
Дары волхвов в изображениях 6-16 веков
Рай и Рождество: японский вариант. Как христианство появилось в Японии
Рождество от Энди Уорхола



Tags: 15 век, 3 век, 4 век, Рождество, религия, символы, христианство

Posts from This Journal “Рождество” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments