Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Ночная пирушка. Китай, 10 век

Живопись Китая. X век


Легенда утверждает, что этот знаменитый трехметровый свиток был создан при скандальных обстоятельствах.


Фрагмент свитка «Ночная пирушка Хань Сицзая». Гу Хунчжун (937-975). Государственный музей Гугун, Пекин, КНР. Картина на шелке. Размер свитка: 335.5 x 28.7 см. Source

Называют его «Ночная пирушка Хань Сицзая» или «Вечерний/ Ночной банкет у Хань Сицзая». Автор работы Гу Хунчжун – китайский художник X века. Это единственное творение Гу Хунчжуна, сохранившееся до наших дней.

Стаья об этом произведении из журнала «Китай», Пекин, КНР:

" Легенда о картине «Вечерний банкет у Хань Сицзая».

В музейных сокровищах Китая есть множество исторических памятников и шедевров искусства, которые чудом сохранились до нашего времени и восхищают народ своей изумительной красотой и уникальной историей.

Художник-детектив

Стоя перед старинной картиной «Банкет у Хань Сицзая», созданной в династии Южный Тан (907-960 гг.), людям иногда кажется, будто они смотрят современный телефильм, где разными кадрами правдиво изображается роскошная жизнь заместителя министра Хань Сицзая и вообще дворцовой знати тех времен. Представленные более сорока персонажей неоднократно появляются в разных частях картины, а выражение их лиц почти нигде не меняется.


2.

«Ночная пирушка Хань Сицзая». Гу Хунчжун (937-975). Фрагмент. Государственный музей Гугун, Пекин, КНР

Художник живо изобразил смех и улыбку каждого из них. При всей насыщенности композиции мастер изящно и точно передал настроение хозяина банкета, чей образ заметно контрастирует с другими персонажами картины. Особенности этой работы заключаются в том, что в ней тонко прорисовано каждое движение в процессе банкета. Такой способ можно обнаружить в современном документальном кино, но он редко встречался в искусстве той эпохи.


3.

Хань Сицзай моет руки

Возникает сомнение, неужели такой способ рисования – только стремление к абсолютной реалистичности в искусстве, или же была другая, скрытая, мысль автора? Кто такой – художник этой картины, и какую роль он сыграл?

Здесь можно рассказать необычную историю, случившуюся с императором Южного Тана Ли Юем, дворцовым художником Гу Хунчжуном и героем картины Хань Сицзаем.


4.

Хань Сицзай беседует с дамами в полуодетом виде

В то время династия Тан страдала от наступления княжеств из северных районов страны. Император Южного Тана Ли Юй, выживший из ума человек, с упрямой самонадеянностью подозревал в измене всех. Узнав, что после ухода со службы Хань Сицзай часто приглашает друзей к себе домой пировать и веселиться, а Хань был выходцем из дворянства северной части страны, Ли Юй засомневался: Хань организует заговор против власти или в самом деле – лишь просто бражничает?


5.

Обувь Хань Сицзая, общающегося с дамами

Чтобы раскрыть секрет, Ли Юй направил в резиденцию Ханя дворцового художника Гу Хунчжуна с заданием запечатлеть для императорского двора вечерний банкет.

В то время Гу Хунчжун был самым талантливым художником и особенно хорошо рисовал персонажные картины. Чтобы выполнить отданные императором поручения, он вынужден был отправиться в резиденцию Ханя и стать «художником-детективом».


6.

Музыкатнты. Фрагмент свитка «Ночная пирушка Хань Сицзая». Гу Хунчжун (937-975). Государственный музей Гугун, Пекин, КНР

И вот по высочайшему повелению Гу Хунчжун прибыл в резиденцию Ханя для участия в вечернем банкете. Хань Сицзай, человек великого ума, который, это известно, отличался и скромностью, и простотой. Узнав цель приезда художника, Хань спокойно принимал гостей и веселился вместе с ними.


7.

Флирт. Фрагмент свитка «Ночная пирушка Хань Сицзая». Гу Хунчжун (937-975). Государственный музей Гугун, Пекин, КНР

Гу Хунчжун заметил, что в банкетном зале были очень важные чиновники правительства: отличник государственного вступительного экзамена Лан Цзе, учитель сына императора Чэнь Юн, а также самые популярные певицы и танцовщицы. На банкете царило большое оживление. Певицы пели и играли на музыкальных инструментах, танцовщицы танцевали, поднимая настроение. Все гости были пьяны, и не только от радости. Как рассказать об этом императору? Щекотливая ситуация не позволяла ему сделать набросок с натуры. Обладая крепкой памятью, Гу Хунчжун отложил в голове весь процесс торжества. После возвращения домой он, опираясь на свои впечатления, воспроизвел эту картину.

Замечательное мастерство художника покорило всех: и современников, и потомков. Имератор Ли Юй никак не предполагал, что родится шедевр. «Вечерний банкет У Хань Сицзая» – это единственная сохранившаяся работа художника Гу Хунчжуна.


8.

Одни из гостей ведет застеснявшуюся(?) девушку. «Вечерний банкет у Хань Сицзая». Гу Хунчжун (937-975). Государственный музей Гугун, Пекин

Внимательно рассмотрев картину и узнав, что подчиненные чиновники так развратничали, император несказанно обрадовался. Так как долговременное сомнение исчезло, разумеется, уменьшились подозрения, падавшие на Хань Сицзая.

А на самом деле, был ли Хань Сицзай таким уж беспутником и пьяницей? Вернемся к картине, чтобы найти ответ.

Хотя на картине изображено множество персонажей, главная роль отведена Хань Сицзаю, его облик и характер выделяются особым аристократизмом и торжественностью натуры. В каждой из пяти частей этого произведения Хань Сицзай в разной одежде, но везде отличается скромностью, спокойствием и благородством. И только в его движениях едва проявляются смятение и внутреннее беспокойство.

Хань Сицзай происходил из семьи крупных помещиков. Он был прекрасно образован, разбирался в поэзии и рисовании, кроме того, известен его яркий талант политика. С преданностью он служил императорам трех поколений династии Южного Тана. Последний император Ли Юй оказался слаб, и в период его царствования мощь государства упала. Хань Сицзай терял свое влияние при дворе, начались интриги, и в такой ситуации, отчаявшись, он подал заявление об отставке.

Однако, все было не так просто. Хань почувствовал, что император уже поставил на его шею метку сомнения. Пошли шепот и разговоры. Чтобы защитить себя, он вынужден был целыми днями, забросив дела, жить распутным гулякой. Конечно, это не было его настоящей жизнью, человека непреклонной воли, высокого разума и талантов. Хотя Ханя в картине окружают песни и танцы красавиц, но его глаза выдают, что в действительности сам он в этот момент блуждает в отчаянии и сомнениях.


Пять серий с продолжением

«Вечерний банкет у Хань Сицзая» – картина на шелке длиной 3 м состоит из 5 частей: «Слушание музыки», «Любование танцем», «Отдых», «Духовой оркестр» и «Возвращение с банкета».


9.

Сцена 1: «Слушание музыки». Фрагмент картины на шелке «Вечерний банкет у Хань Сицзая»

«Слушание музыки» открывает оживленный банкет. Хань Сицзай и гости внимательно слушают музыку.


10.

«Слушание музыки». Деталь. Игра на инструменте пипа

Все обращают внимание на нежные пальцы музыкантши. Именно эти пальцы создают волшебную мелодию.


11.

Сцена 2: «Любование танцем». Фрагмент картины на шелке «Вечерний банкет у Хань Сицзая»

В «Любовании танцем» отражен нарастающий подъем праздника.


12.

Хань Сицзай в качестве барабанщика

Хань Сицзай лично играет в барабан для аккомпанемента танцующим. Все гости наслаждаются выступлением Ханя.


13.

Монах отворачивается – стыдно смотреть на танцовщиц

В этот момент только монах Дэмин не смеет прямо смотреть на танцовщиц, а закрывает глаза. Как монаху, ему стыдно участвовать в таком безудержном веселье.


14.

Сцена 3: «Отдых». «Вечерний банкет у Хань Сицзая»

В части «Отдых» мы видим, как Хань Сицзай умывает руки в золотом тазе и одновременно разговаривает с женщинами. Здесь мысль художника открыто не проявлена, чтобы зритель имел возможность домыслить. Хозяин делится впечатлениями о прошедших выступлениях или обсуждает продолжение банкета?


15.

Сцена 4: «Духовой оркестр». «Вечерний банкет у Хань Сицзая»

«Духовой оркестр» – продолжение праздника. Это бессонная ночь. Хань Сицзай слушает музыку духового оркестра. Эта часть картины главным образом посвящена серийным красавицам. Пять девушек вдохновенно играют на вертикальной и горизонтальной дудках.


16.

Сцена 5: «Возвращение с банкета». «Вечерний банкет у Хань Сицзая»

«Возвращение с банкета» означает, что пиршество закончилось. Всякое дело имеет свой конец. Хань и гости прощаются с певицами и танцовщицами.

«Вечерний банкет у Хань Сицзая» отличает тонкость линий и строгость композиции. Пользуясь большой славой внутри нашей страны и за ее пределами, она признана лучшим образцом среди картин персонажей периода династии Южного Тана по ряду причин.

Во-первых, открыт способ серийного рисования, передающий событие в процессе. С точностью документалиста отражая действие, художник ловко использовал ширмы, столики и кровати как реквизиты, реально меняя пространство картины. Во многих местах художник применил минеральные краски: фиолетово-красный, ярко-красный, черный и темно-зеленый оттенки. Хотя уже прошло около тысячи лет, однако богатые тона картины все еще свежи и ярки. Наши предки стремились к такому использованию кисти, чтобы линия свободно шла по бумаге, предлагая зрителю дорисовать сюжет. И в этом Гу Хунчжун достиг особенного мастерства.

«Вечерний банкет у Хань Сицзая» изящно передает внутренний мир главного героя. Когда Хань слушает музыку у барьера, бьет в барабан и уходит с банкета, – почти во всех сюжетных фрагментах он выделяется своим опечаленным видом. Здесь особенно ярко выявлен характер и душевное состояние хозяина банкета. Относительно передачи психологии персонажей эта картина достигла высочайшего уровня и вошла в историю мирового искусства.


История картины

Время летит быстро, вот прошло еще одно тысячелетие. «Вечерний банкет у Хань Сицзая» хранили императоры разных династий. Цинский император Цяньлун (1711-1799 гг.) очень дорожил этой картиной. Он написал подпись и поставил на картине императорскую печать.

В конце ХХ века последний цинский император Пуи (1906-1967 гг.) перед тем, как покинуть родину, не забыл вязть с собой и картину. После победы над японскими захватчиками некоторые ценности императорского дворца были утеряны, среди которых оказалась и картина «Вечерний банкет у Хань Сицзая».


17.

Общий вид живописной части свитка «Вечерний банкет у Хань Сицзая» / Title: 韓熙載夜宴圖; The Nightly Amusements of Han Xizai; The Night Revels of Han Xizai. Artist: Gu Hongzhong 顧閎中 (Chinese artist, 10th century). Date: creation: 910-980. Materials: Ink and color on silk. Dimensions: 28.7 cm (height) x 335.5 cm (length). The Palace Museum, Beijing. По клику – картинка 14380 x 1200 пикселей

Может быть, это историческое совпадение. Старинная реликвия была обнаружена известнейшим китайским художником XX века, «поднебесным волшебником» Чжан Дацянем. Современный художник Сюй Бэйхун назвал Чжана «Гением пяти столетий».

После окончания антияпонской войны Чжан Дацянь временно жил в Пекине, в летней резиденции Ихэюань. Культура древней столицы покорила Чжана, он решил купить дом и поселиться в этом городе. Как раз одна бывшая резиденция князя династии Цин была выставлена на продажу и объявлена цена – 500 лянов золота (1 лян равен примерно 35 г). С удовольствием Чжан отдал аванс на покупку дома.

Однажды Чжан Дацянь узнал от одного антикварного торговца, что знаменитый «Вечерний банкет у Хань Сицзая» закуплен магазином «Юйчи Шаньфан». Конечно, художник знал, что это государственная ценность. Не раздумывая, в сопровождении этого торговца Чжан пришел в «Юйчи Шаньфан». Хозяин вынес со склада изящно вырезанный ящик из птерокарпуса санталинуса. Тихо раскрыл позолоченный замок, снял три слоя упаковочной парчи, и ... появилась картина в свитке. Чжан Дацянь не верил своим глазам. От радости он оказался на седьмом небе. Тут же начал торговаться с хозяином магазина. Цена была ровно 500 лянов, как и цена на резиденцию.

После неоднократных колебаний он все-таки принял решение: отказаться от резиденции, но купить картину. Чжан Дацянь сказал друзьям, что когда-нибудь будет и квартира, а для покупки этой картины возможность лишь одна.

После покупки «Вечернего банкета у Хань Сицзая» художник Чжан часто с восхищением и трепетом любовался картиной, считая ее бесценной вещью. Сам вырезал печать и поставил на картину. На печати такие слова: «Везде, всегда, только не расстаться друг с другом».


18.

Полый вид свитка. Вечерний банкет Хань Сицзая. Гу Хунчжун (937-975). Размер: 335.5 x 28.7 см. Цветная тушь на шелковом свитке. Период пяти династий. Гугун, Пекин / 韩熙载夜宴图. 顾闳中 / Night Revels of Han Xizai. Gu Hongzhong. По клику – картинка 2048 x 84 пикселей. Максимальный размер: 29213 x 1200 (в новом окне)

Летом 1952 г. Чжан Дацянь уезжал из Сянгана за границу. В том же году он принял свое самое главное решение: по низкой цене он уступит эту картину континентальной части Китая. Сначала он передал картину своему надежному другу. Вскоре после этого премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай направил в Сянган Чжэн Чжэньдо, начальника Госуправления по делам охраны памятников культуры, который и купил эту картину по очень низкой для шедевра такого уровня цене – 20 тыс. долларов США.

Всю жизнь Чжан Дацянь был страстным коллекционером. А эту картину он уступил всего за 20 тыс. долларов. Поступок Чжан Дацяня удивил и восхитил многих людей. Откровенно признаем, художник беспокоился о том, чтобы он не предстал в глазах сограждан преступником тысячелетия, чтобы национальные сокровища не были затеряны на чужих землях, чтобы ценности истории и культуры Китая оставались на Родине.

Радостные песни и танцы уже отзвучали, только волнующие сказки остались в памяти... И картина... Именно благодаря честному усердию Чжан Дацяня и его патриотической идее этот художественный шедевр уцелел. «Вечерний банкет у Хань Сицзая» экспонируется в Пекине, в Государственном музее «Гугун».

Сунь Сяотун. "

Текст оригинала статьи: Журнал «Китай», Пекин, КНР: Легенда о картине «Вечерний банкет у Хань Сицзая»


Есть версия, что работа «Вечерний банкет у Хань Сицзая» из Государственного музея Гугун в Пекине относится к Эпохе Сун (960-1279). Ряд исследователей, основываясь на том, что пейзажи, написанные на ширмах в сценах развлечений, отражают манеру, характерную для южносунского периода (1127-1279), относят время создания свитка к XII веку. То есть, по всей вероятности, это копия с оригинала. Однако крупный знаток китайской живописи Ричард Барнхарт, считает, что этот свиток был создан в северосунский период (960-1127), при императоре Хуэйцзуне (1082-1135), так как «Ночная пирушка» впервые упоминается в каталоге императорской коллекции именно этого императора, и приводит свою версию его появления на свет, что означает, что Гу Хунчжун его не писал. [*]

В 2000 году художник Wang Qingsong создал современную версию «Ночной пирушки Хань Сицзая» – "Night Revels of Lao Li":


19.

Правая часть работы. Wang Qingsong. Night Revels of Lao Li, 120x960cm, 2000


20.

Центральная часть произведения современного художника. Wang Qingsong. Night Revels of Lao Li, 120x960cm, 2000


21.

Леквая часть. Wang Qingsong. Night Revels of Lao Li, 120x960cm, 2000


22.

Полный вид произведения. Wang Qingsong. Night Revels of Lao Li, 120x960cm, 2000. Source 1, Source 2. По клику – 3601 x 450


Дополнительные материалы и источники:

За ссылки на статью и другие материалы спасибо bastrakof: bastrakof.livejournal.com: найт-клаб по-китайски
baike.com/wiki/《韩熙载夜宴图》
О свитке на сайте Чикагского университета со сканом картины (zoom): scrolls.uchicago.edu: The Night Revels of Han Xizai
The Private Realm of the Literati // University of Washington: A Visual Sourcebook of Chinese Civilization
http://depts.washington.edu/chinaciv/painting/4literat.htm#hanxizai: Zhongguo lidai huihua: Gugong bowuyuan canghua ji, vol. 1 / Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1978), p. 89
Han Xizai at Night Dinner Painting Depicts Extravagant Life // China Culture, Ministry of Culture, China
[*] commons.wikimedia.org: Song Dynasty (960-1279). 12th century remake of a 10th century original.
https://en.wikipedia.org/wiki/Gu_Hongzhong
[*] https://ru.wikipedia.org/wiki/Гу_Хунчжун
Т. А. Пострелова Академия живописи в Китае в X—XIII вв. Москва, Наука, 1976.
Richard M. Barnhart. The Five Dynasties and the Song Period in «Three Thousand Years of Chinese Painting». Yale University Press. 1997.
Wang Qingsong: Night Revels of Lao Li
Wang Qingsong's 31-foot photomural, "Night Revels of Lao Li,"// The New York Times. May 28, 2004



Tags: 10 век, Китай, живопись, легенда, современное искусство, художник

Posts from This Journal “10 век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 27 comments